Информационно-аналитическая деятельность как основное направление методической работы школы. Курсовая работа информационно аналитическое обеспечение Определение информации в информационно аналитической деятельности

Издавна информационно-аналитическая деятельность оказывалась важным компонентом управления, функцией и инструментом власти. В организационно-деятельностном плане аналитика течение многих веков развивалась латентно во властных структурах, только в наше время в результате процессов институализации сформировались аналитические службы, отделы, должности, в круг задач которых входили сбор, анализ информации и выработка вариантов управленческих решений (сценариев). Уже сегодня можно констатировать возрастание роли в обществе и государстве государственно-управленческой аналитики.

Исследователи Л.В.Князєва и Є.П.Тавокін утверждают, что информационно-аналитические структуры должны обеспечивать возможность: а) получения регулярной аналитической и обзорной информации из важнейших аспектов внешнего управленческого среды; б) подготовки аналитических и прогнозных материалов по актуальным проблемам состояния и развития управленческого объекта; в) разработки ситуационных моделей решения перспективных проблем; г) оперативного получения оптимального объема информации в непредвиденных и чрезвычайных ситуациях .

Среди нерешенных частей общей проблемы остается еще много вопросов, главный из которых заключается в том, что не разработана концепция государственно-управленческой аналитики, не обоснована ее структура, функции, направления развития. Проблема обостряется из-за значительной неупорядоченности в аналитической терминологии. Неоднозначно трактуются такие термины, как "анализ", "аналитика", "аналитическая деятельность", "виды анализа", "анализ политики", "политический анализ" и др. Это сдерживает внедрение аналитики в практику государственного управления, а следовательно, снижает его эффективность, приводит к принятию необоснованных решений, за которые государству приходится расплачиваться значительными материальными и моральными потерями.

За последние годы в органах государственного управления наблюдается значительный рост объема используемой информации и потока управленческих документов, расширение всего делопроизводства. При этом количество подготовленных документов и собранной информации иногда гораздо больше необходимой для процессов управления. В то же время ощущается недостаток информации, которая должна обеспечивать анализ новых тенденций и решения противоречий, которые возникают в государственно-управленческих отношениях.

В современном мире информация является стратегическим национальным ресурсом, который играет все большую роль в системе государственного управления. В обществе наблюдается перераспределение реальной власти - от традиционных структур к центрам управления информационными потоками. За научными выводами, уровень информационного обеспечения государственных органов власти в значительной степени влияет на развитие экономики и политическое положение в стране.

Проведение серьезных социальных и экономических преобразований невозможно без резкого повышения качества управления, непременным условием чего является, прежде всего, создание информационной системы. При этом важна именно разработка стратегии развития информационного пространства, прежде всего отдельного региона, которая будет ориентирована на будущие потребности общества. В этом случае необходим анализ современных тенденций в развитии государства и общества, обобщение мировой практики, что даст возможность определить "лицо" управленческих структур XXI века.

Актуальной является разработка такой стратегии модернизации информационных служб госаппарата, которая серьезно изменит эффективность принятия управленческих решений. Создание таких служб (отделов) - это не только техническая проблема формирования соответствующих компьютерных сетей и баз данных, это и подготовка специалистов, способных грамотно и эффективно эксплуатировать соответствующие ресурсы.

Развитие государственных управленческих структур в регионах как информационно-аналитической системы, прежде всего, связывают с внедрением адресных технологических средств управления, которые имеют форму информационных, компьютерных и коммуникационных технологий. Структура подобных систем эффективно реализуется в классе систем поддержки принятия решений. В качестве подсистем используются экспертные системы, проблемно-ориентированные системы, реализованные в интегральных средах MS Excel, MS Access, ORACLE, JAVA, Delphi и др. .

Государственные органы должны постоянно собирать разнообразную информацию о жизнедеятельности региона, чтобы оценивать потребности и удовлетворять их и в данный момент, и в будущем. При этом стоит охватывать как фактические проблемы и потребности, так и потенциальные. Сбор информации - сложный процесс, который опирается как на традиционные, так и нетрадиционные методы. Информационно-аналитическая служба местной госадминистрации должна поставлять информацию всему персоналу и всем подразделениям, участвующих в подготовке и принятии соответствующих решений. На основе собранной и проанализированной информации административные органы должны вносить соответствующие коррективы в программы своей деятельности.

Анализ состояния разработок, внедрения и эксплуатации информационных систем для органов государственного управления в Украине свидетельствует, что в течение последних лет проделана значительная работа по применению информационных технологий. Практически во всех органах государственной власти обеспечивается информационная поддержка текущей работы с использованием персональных компьютеров с набором типовых программных продуктов. Большинство органов исполнительной власти применяют локальные вычислительные сети.

Единый подход к преодолению создавшегося положения заключается в создании государственной информационно-аналитической системы (ГАС). Решение о ее формировании было принято в высших государственных органах и оформлено соответствующими документами. Это, в частности, Закон Украины "О Национальной программе информатизации" , Указ Президента Украины "О совершенствовании информационно-аналитического обеспечения Президента Украины и органов государственной власти" , Постановления Кабинета Министров Украины "Об утверждении задач Национальной программы информатизации" и другие акты.

Владение достоверной и актуальной информацией наряду с умением эффективно применять адекватные методы ее сбора, анализа и предоставления является основой успешной деятельности государственных органов любого уровня.

Дифференциация спроса на все виды информации - научную, техническую, экономическую, правительственную, удовлетворение растущих информационных потребностей является актуальной задачей в сфере управления. Интуитивные действия в этой сфере, отсутствие информационной политики органа управления могут привести к неадекватным решениям и ощутимых социально-экономических потрясений.

Субъект государственного управления, вырабатывая управленческие решения, передает их объекту управления, оформляя информацию в виде организационно-распорядительных документов (положений, инструкций, правил, приказов, постановлений, решений и др.). Часто для получения эффективного результата в процессе управления необходима как устная, так и письменная взаимодействие между субъектом и объектом, однако для большинства процессов управления важно наличие информации, закрепленной на материальном носителе.

Таким образом, результат управления зависит от того, насколько продуманно, систематически и профессионально происходит информационное взаимодействие между субъектом и объектом управления.

Анализ видов управленческой деятельности позволяет определить задачи, решаемые в органе государственного управления, и исполнителей этих задач.

По степени интеллектуальности и сложности задачи можно классифицировать :

Первый класс - наиболее простые задания, которые состоят из полностью формализованных процедур и выполнение которых, кроме затрат времени, не составляет никакой сложности для исполнителей. Эти задачи стандартизируются и программируются. К ним относятся контроль и учет, оформление документов, их тиражирование, рассылку и др. Такие задачи решаются практически всеми автоматизированными информационными системами.

Задача этого класса, если они используются для принятия решений, называются задачами принятия решений в условиях полной определенности. При этом случайные и неопределенные факторы отсутствуют.

Второй - более сложные задачи: принятие решений в условиях риска, то есть в том случае, когда имеются случайные факторы, для которых известны законы их влияния. Постановка и решение таких задач возможны на основе методов теории вероятностей, аналитического и имитационного моделирования.

Третий класс задач составляют слабо структурируемые задачи, содержащие неизвестные или невимірювані компоненты (количественно не оцениваемые). Для этих задач характерно отсутствие методов решения на основе непосредственного обработки данных. Постановка задач базируется на принятии решений в условиях неполной информации. В ряде случаев на основе теории нечетких множеств и приложений этой теории удается построить формальные схемы решения.

Четвертый класс задач составляют задачи принятия решений в условиях противодействия или конфликта. В задачах этого класса могут быть имеются случайные факторы, для которых неизвестны законы их влияния. Постановка и решение таких задач возможны (но не всегда) методами теории вероятностей, нечетких множеств и теории игр.

Пятый класс - наиболее сложные задачи принятия решений, которые характеризуются отсутствием возможности формализации через высокую степень неопределенности. К таким задачам относится большинство проблем прогнозирования, перспективного планирования.

Основной класс задач, присущий органа государственного управления - документационное обеспечение управления. Независимо от класса задач, решение любой из них предполагает проведение большого объема типовых работ, которые включают :

Обработка входящей и исходящей информации: чтение и ответы на письма (как электронные, так и обычные), написание отчетов, циркуляров и прочей документации, которая может включать также рисунки и диаграммы;

Сбор и последующий анализ некоторых данных, например отчетности за определенные периоды времени за различными подразделениями или организациями, которая удовлетворяет различные критерии отбора;

Сохранение информации, которая поступила, обеспечение быстрого доступа к ней и поиск необходимой в данный момент информации.

Информационную составляющую управленческого труда составляет сбор, хранение, обработка и передача информации. Через органы управления проходит большая по объему, разнообразию и динамике информация. Одна ее часть имеет непосредственно управленческий характер, другая выражает взаимосвязи государственного аппарата с обществом, с его многочисленными проявлениями и потребностями, интересами граждан. Информацию, циркулирующую в органах государственной власти, можно определить как социально-управленческую информацию. Любой вид производственно-экономической деятельности основывается на соответствующем информационном обеспечении, в том числе экономической, конъюнктурной, научно-технической, обзорно-аналитической, фактографической и другой информацией.

Определение понятия "информационное обеспечение", приведенные в различных научных источниках, освещающих цель информационного обеспечения, его объект, средства осуществления, процессуально-деятельностную и информационно-ресурсную составляющие:

Информационное обеспечение - совокупность процессов по подготовке и предоставлению специально подготовленной информации для решения управленческих, научных, технических и других задач в соответствии с этапами их решения .

Информационное обеспечение - комплекс методов и средств документационного, фактографического и концептографического обслуживания, используемых для удовлетворения информационных потребностей в конкретной научно-технической ситуации или в решении управленческих задач .

Информационное обеспечение управления - это организация целенаправленных массивов информации и информационных потоков, которая включает сбор, хранение, обработку и передачу информации (в том числе и с использованием компьютерных информационных систем) с целью анализа полученных результатов для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений органами управления .

Цель информационного обеспечения органов государственной власти заключается в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, обобщенную информацию, которая должна стать основой для принятия управленческих решений. Достижение этой цели осуществляется путем сбора первичной информации, ее хранение, распределение между структурными подразделениями соответствующих государственных органов и их работниками, подготовка к переработке, собственно переработки, предоставления ее органу управления в переработанном виде, анализ, обеспечение прямых и обратных связей в ее циркуляции, организации документооборота и т.д. .

Наиболее источниками получение государственно-управленческой информации являются: официальные издания органов государственной власти; статистические данные; средства массовой информации; библиотечные фонды; различные информационно-справочные электронные системы, в частности нормативно-правовые; специальные социологические опросы (на заказ), профессиональные консультации и экспертизы. Для обоснованного формулирования определенных выводов необходимо также обеспечить систематическое долгосрочное отслеживание информации из альтернативных источников .

В общем объеме информации, которая циркулирует в сложных общественных системах, отличают информацию непосредственного управления и информацию развития системы. Под информацией непосредственного управления понимают сведения, которые циркулируют по каналам конкретной системы и используются для решения задач, стоящих перед этой системой. Под информацией развития системы понимают сведения, содержащие результаты научно-технических достижений, которые могут быть использованы для коренной перестройки системы. Условность этого деления подтверждается конвергенцией на практике указанных видов деятельности, что вызвано общей структурой деятельности - объектом (документно-информационным ресурсом), технологией и другими структурными компонентами. Исходя из этого условного деления, деятельность специалистов в области документно-информационных ресурсов можно разделить на деятельность в области документационного обеспечения системы управления документирования управленческой деятельности и деятельности в области информационно-аналитического обеспечения, которые вместе являются составляющими информационного обеспечения деятельности учреждения.

Очевидно, что организация информационной деятельности в государственных органах власти и информационного обеспечения управления является самостоятельным видом деятельности, а информационные подразделения предприятий, будучи функционально включенными в соответствующих организационных структур, выполняющих специфические функции управления информационной деятельностью, системного анализа информационных потоков и применения методов информационной логистики движения этих потоков как внутри организации, так и относительно внешней среды.

Управленческую информацию можно условно разделить на три категории :

o информация стратегического планирования позволяет высшему руководству принимать решения по установлению долгосрочных целей, накопление ресурсов для достижения этих целей и формулировать политику их достижения (может содержать перспективные оценки среды, экономические прогнозы и демографические тенденции);

o контрольная управленческая информация используется менеджерами среднего уровня для координации различных подконтрольных им действий, приведения ресурсов в соответствие с задачами и разработки оперативных планов;

o оперативная информация помогает выполнять обычные повседневные операции, расчет заработной платы и финансовые расчеты и др.

Несовершенство и неопределенность политического и экономического устройства переходного периода развития страны сказывается в первую очередь на социально-экономической и общественно-политической сферах деятельности регионов. Процессы подготовки и принятия эффективных решений в основных сферах деятельности органов государственной власти и управления становятся жизненно важными. При этом качество управленческих решений в рамках системы регионального управления существенно зависит от глубины понимания ситуации и возможных альтернативных подходов к решению многочисленных проблем, среди которых выделяют таки основные, как :

o внутриполитическую обстановку в Украине и на территории региона;

o экономическое развитие региона (формирование бюджета, стратегия развития, развитие внешнеэкономических связей и привлечение инвестиций, научно-технический прогресс, экология и т.д.);

o социальные проблемы и благосостояние населения региона (динамика уровня жизни различных слоев населения, трудовая занятость и заработная плата, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и т.д.);

o развитие науки и культуры (в том числе развитие образования, различных сфер культурной жизни общества, печати, телевидения, искусства и т.д.);

o состояние общественного мнения по различным аспектам общественно-политической жизни региона;

o текущая взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти; работа со структурами власти и управления, администрациями всех уровней, регионами, хозяйствующими субъектами; работа с политическими партиями, движениями и общественными организациями.

Исследование, анализ и прогноз функционирования и развития столь сложных и слабоформализованных систем, какими являются взаимосвязанные комплексы социальной, экономической и общественно-политической сфер жизнедеятельности регионов не может производиться на основе интуитивных представлений органов управления о конечном результате.

Все это приводит к росту понимания региональными органами власти и управления значимости информационной и аналитической деятельности. Практически во всех региональных органах власти создаются соответствующие аналитические подразделения, совершенствуется их организационное и методическое обеспечение, улучшается материально-техническая база. Опыт работы информационно-аналитических структур на всех уровнях обозначил целый комплекс проблем, без решения которых дальнейшее развитие будет затруднено.

Для повышения эффективности работы аналитических и информационно-технологических служб необходимы слаженные решения как на межрегиональном, так и на государственном уровне. Остается актуальной необходимость координации дальнейшего развития и использования региональных и государственных информационно-коммуникационных систем, составляющих сегодня элементы единого информационно-аналитического пространства органов государственного управления. Все эти проблемы можно решить только совместными усилиями государственных и региональных органов власти .

В системе управления существует значительное количество проблем, характеризующихся информационной открытостью и неопределенностью міжпроблемної области, уникальностью каждой ситуации, высокими требованиями к оперативности принятия решений при фрагментированности и противоречивости информации и нуждаются информационно-аналитического обеспечения.

Растет интерес управленческих структур, методов и средств аналитической работы, усиливается роль различных видов экспертизы (правовой, финансовой, макроэкономической, международной, научно-технической и др.).

Предоставление лицу, принимающему решение, аналитического продукта, который является не просто упорядоченным набором отдельных фрагментов проблемной области, а целостной картиной, отражающий объект управления в удобном для восприятия ракурсе, содержит предложения вариантов альтернативной поведения и возможных последствий, дает возможность воспринимать объект в его динамике.

Информационно-аналитические службы органов власти и управления призваны моделировать социологические аспекты, осуществлять прогнозирование политических конфликтов, результатов голосования, осуществлять аналитический мониторинг не только явных текущих проблем, но и выявлять проблемные ситуации, проводить ситуационный анализ и решать другие задачи социального, политического, финансового, экологического мониторинга .

В общем плане информационно-аналитическая деятельность определяется как совокупность процессов сбора, анализа, синтеза, преобразования, хранения, поиска и распространения информации, систематически осуществляемых различными организациями. Своеобразным продуктом деятельности ИАД является консолидированная информация .

Консолидированная информация является общественным знанием, которое специально отобранное, проанализировано, просинтезоване, оценено, реструктуризированное и видоизмененное с целью пригодности для непосредственного решения проблем и удовлетворения информационных потребностей отдельных лиц или групп пользователей информации, которые по-другому не имели бы прямого доступа к этим знаниям и не могли бы их эффективно использовать, потому, что они рассеяны по многим документам и трудно доступные в своей оригинальной форме. Под реструктуризацией информации понимаются процессы ее представления и анализа, меняющие первичную структуру и форму и включают синтез информации, подготовку обзоров, характеристику современного состояния, упрощенный или популярное изложение физической формы информации (печатная, графическая, аудиовизуальная, машинозчитувана).

Представление о консолидированную информацию, ее место и роль в ИАД и значение в информационном обеспечении органов государственной власти и других потребителей дает рис. 7, на котором показано увеличение ценности информации для принятия решения и уменьшение ее объема в зависимости от увеличения ее консолидации. Основным методом подготовки консолидированной информации является функционально-информационный синтез (ФИС) предметной области .

Для получения консолидированной информации нужно затратить значительные усилия по всему информационному цикла - от сбора, хранения, обработки, распространения и использования информации. Около 80 % процессов консолидации информации связано с ее аналитико-синтетической обработкой. Надо отметить, что это очень важный этап и без его проведения все затраты времени, человеческие и материальные затраты будут напрасными. Соответственно до того, как качество и себестоимость продукции около 80 % определяются на этапе исследования и разработок, так и результативность информационной деятельности около 80 % определяется на этапе консолидации информации .

Аналитическая деятельность неразрывно связана с процессом интеллектуального взросления человечества. Начиная с античных времен, ею занимались лучшие и передовые умы всех народов. Древние философы, ученые средневековья и эпохи Возрождения, энциклопедисты Нового времени, создатели индустриального общества и новейших интеллектуальных технологий XX века -- кто они? Прежде всего, это высокоразвитые личности, не склонные к стадному мышлению, подвижники мысли и духа, это стихийные или сознательные системщики, умеющие взращивать новое качество из уже имеющейся информации, делать прорыв в новое. Зная цену этим качествам, правители и политики стремились обратить интеллектуальную мощь этих людей на службу своим интересам. Многие аналитики и сами поднимались до уровня руководителей государств, правительств, крупных политических или экономических структур.

Аналитическая деятельность (аналитика) представляет собой направление интеллектуальной деятельности людей, которое направлено на решение задач, возникающих в различных сферах жизни. Аналитическая деятельность становится важнейшей характеристикой современного общества. Термины “анализ”, “аналитика”, «аналитическая деятельность” и подобные им стали популярны настолько, что простым и однозначным кажется заложенное в них содержание. Но стоит только поставить себе задачу проанализировать что-либо, перевести мышление с терминологического уровня на технологический, уровень конкретной деятельности, то сразу же возникает ряд довольно сложных вопросов: что такое анализ? Каковы его процедуры? Обратимся к этимологии слова «анализ». Обычно термин «анализ» рассматривают в двух контекстах. С одной стороны, анализ - это мысленное расчленение объекта на элементы, которое позволяет получить представление о строении исследуемого объекта, его структуры, частей, в противоположность синтезу, согласно другой точке зрения, анализ включает в себя и процедуры синтеза, в связи с этим анализ отождествляют с исследовательской деятельностью. Слагаемое «информационная» означает отношение к информации как к ресурсу, владение всем арсеналом средств получения, передачи, накопления, хранения, обработки и выдачи информации потребителю.

Истоки аналитической деятельности восходят к Сократу, который широко использовал диалоговый способ решения задач, доказательства через наведение. Ключевую роль в возникновении аналитики сыграл создатель логики Аристотель (384-322 до н. э.). Он написал книги: “Первая аналитика” и “Вторая аналитика”. Вклад великого Стагирита в аналитику состоял в том, что он впервые систематизировал и кодифицировал приемы рассуждений, сделал их предметом научных изысканий. Аристотелем не только поставлены, но и разрешены такие глобальные проблемы, как законы тождества, противоречия и исключенного третьего, диалектики индукции, дедукции и логического синтеза, определены категории, сущность, цель, отношение, пространство, время, движение, количество и качество, форма и материя, возможность и действительность, необходимость и случайность, единичное, особенное и всеобщее, развитие и самодвижение, структура и функция.

Технологии аналитической деятельности были известны еще в глубокой древности. Их основателем нередко считают знаменитого древнегреческого философа Сократа (ок. 469-399 до н. э.) , который выработал свой метод аналитических рассуждений. Он использовал полемический анализ, т.е. анализ ситуации в процессе полемики в целях получения новых знаний. Этот способ Сократ называл “повивальным искусством” и считал, что он и его мать получили его от бога. Только в прошлом веке рост применения аналитической деятельности предопределил быстрый процесс ее технологизации.

Большой вклад в становление информационной аналитики внесла методология глобального моделирования, разработанная в широко известных исследованиях Римского клуба, а также деятельность Института системного анализа, в котором была реализована российская модель американской корпорации Рэнд. Об успешности этой попытки можно спорить, но влияние деятельности этого института на методологию аналитической работы несомненно.

В ХХ столетии аналитическая деятельность получила широкое распространение и превратилась в профессиональную деятельность. Во многих странах существуют «фабрики мысли», информационно-аналитические отделы и службы в государственных органах, компаниях, банках, политических партиях. Стремительно развиваются рынки аналитической информации, интеллектуального продукта, методического и программного обеспечения его получения.

В отличие от развитых стран запада, где формирование информационной аналитики шло путем постепенного эволюционного вызревания, встраивания информационно-аналитических элементов в информационную инфраструктуру общества, благодаря чему многие организационные, профессионально-кадровые, технологические, социальные решения проходили бесконфликтно, имели временные ресурсы для оптимизации, в России аналогичные процессы протекали в ином темпе и условиях.

Становление российской информационной аналитики (информационно - аналитической деятельности, далее - ИАД) как особой отрасли деятельности проходило в кратчайшие сроки, в обстановке максимальной интенсификации всех процессов и обострения многих проблем. Несмотря на то, что аналитическая деятельность применялась издавна, ее классификация и точное определение еще не сложились. В России данной проблемой начали заниматься в конце ХХ века, на рубеже третьего тысячелетия такие деятели в области образования как Н.А. Следняева, Г.Ф. Гордукалова, А.Н. Райков, В.А. Минкин и т.д. аналитический интеллектуальный наука инфраструктура

Н.А. Сляднева дает следующее определение: «Информационная аналитика занимается производством нового знания на основе переработки имеющейся информации в целях оптимизации принятия решений. Современная информационная аналитика - сложная комплексная деятельность, опирающаяся как на естественный интеллект, так и на компьютерные технологии оперирования информационными массивами, методы математического моделирования процессов и т. п.» Так Н.А. Следняева как одну из перспективных технологий социального управления XXI века выделяет информационную аналитику, которая благодаря своему инструментальному характеру является эффективной социально-информационной технологией, «позволяющей управлять различными сферами общества, манипулировать людьми, формировать общественное мнение, программировать определенные социальные реакции». В качестве служб, в которых были бы задействованы специалисты аналитики, автор предложила использовать Центры ситуационного анализа. Ситуационный центр представляет собой комплекс специально организованных рабочих мест для персональной и коллективной аналитической работы группы руководителей. Основной задачей Ситуационного Центра является поддержка принятия стратегических решений на основе визуализации и углубленной аналитической обработки оперативной информации. Эффективность СЦ выражается в том, что он позволяют подключить к активной работе по принятию решения резервы образного, ассоциативного мышления. Представление ситуации в виде образов как бы "сжимает" информацию, обеспечивая обобщенное восприятие происходящих событий.

В своих работах Н.А. Следняева обращается непосредственно к вопросу профессиональной подготовки кадров в области информационно-аналитической деятельности. Автор выделяет в аналитике как в деятельности синтез трех компонентов: владение аналитическими методами (функциональный компонент), знание предметной области (отраслевой компонент) и определенный тип одаренности, структуры личности (личностный компонент). Обращаясь к вузовскому образованию, она предлагает по аналогии со специальностью «Прикладная информатика (по областям)» отнести аналитику к межотраслевой специальности, дифференцируемой по областям применения. Более того, исходя из ее рассуждений, следует объединить обе обозначенные выше специальности, поскольку информационная аналитика опирается не только на естественный интеллект, но и на компьютерные технологии оперирования информационными массивами.

Еще ранее проведение аналитических исследований совместно с информационными технологиями в процессах подготовки и принятия решений предложил А.Н. Райков, доктор технических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. При этом, как и у Н.А. Следняевой, рассматривающей в аналитической деятельности личностный компонент, в качестве одного из факторов А.Н. Райковым было выделено наличие в информационно-аналитических технологиях «явных элементов интуитивного характера» а также «субъективность критериев оценки принимаемых решений».

Информационная аналитика выполняет, прежде всего, задачу качественно-содержательного преобразования информации, функционально пересекаясь в этом плане с научной (производство нового знания) и управленческой (разработка вариантов решений, сценариев) деятельностью.

Роли, которые выполняла аналитическая деятельность в жизни государства на различных этапах исторического развития, различны. В традиционных аграрных обществах потребность в ней возникала от случая к случаю. Она применялась в придворных интригах, при ведении военных действий, поиске выходов из экстремальных ситуаций. В эпоху индустриального развития, когда традиция перестает играть основную роль в жизни общества и возрастает влияние нововведений, аналитика уже становится потребностью в осмыслении технико-экономических факторов. Информационная, постиндустриальная цивилизация выводит эту деятельность на передовые рубежи. Она начинает определять все сферы развития общества. Очень важные роли она начинает играть в жизнедеятельности государства, в реализации власти. Постоянная динамика демократии, процессы выборов, игра политических сил, укрепление прав человека выступают мощными стимулами развития аналитики. Аналитическая деятельность в современном государственном управлении выполняет несколько важнейших функций. Каждая из функций концентрирует в себе тот результат, который дает аналитика.

За последние несколько лет информационно-аналитическая деятельность в российских государственных и коммерческих учреждениях получила существенное развитие. Это объясняется рядом причин

После 1991 г. оказалась разрушенной прежде существовавшая система подготовки и принятия решений в центральных и региональных органах власти, произошла смена кадров. Значительно большая экономическая и политическая независимость субъектов Федерации заставляет местное руководство самостоятельно определять пути выхода из кризиса, управлять социально-экономической и политической ситуацией в регионах. В этих условиях Руководители многих субъектов сочли необходимым создать в структурах своих администраций информационно-аналитические подразделения, иногда совмещенные с информационно-технологическими службами, в задачи которых входят обеспечение необходимыми сведениями руководства регионов, выработка концептуальных предложений. Несмотря на постоянные изменения в этих структурах, они явно прижились, и от них отказываться не собираются.

Эффективность информационно-аналитической деятельности во многом зависит от исторически сложившейся культуры принятия решений. Российские традиции таковы, что коллективное принятие решении в органах государственного управления осуществляется, как правило, при анализе чрезвычайных ситуации, чему способствует созданный в Министерстве по чрезвычайным ситуациям РФ ситуационный центр. Не случайно в последние годы постоянно звучит тезис об отсутствии отработанной технологии принятия важных государственных решений. Вопрос этот гораздо более широкий, нежели только внедрение информационно-аналитического обеспечения. Его решение связано со многими проблемами государственного строительства, ответственности государства и чиновников перед обществом, разработкой форм не политизированного контроля за деятельностью исполнительной власти со стороны законодателей, четким разделением властных полномочий и ответственности, информационной открытости государственных органов и т.п.

Академические об обществоведческие институты, которые всегда использовались для теоретического обоснования политического курса, оказались на грани выживания из-за скудного финансирования, многие специалисты ушли в более прибыльные сферы деятельности. Их место постепенно заняли специализированные службы, обслуживающие различные сегменты информационного рынка. Развитие коммерческого сектора экономики привело к созданию различного рода информационных, аналитических и консалтинговых служб, которые изучают состояние разнообразных рынков, сложившихся в России: товаров, сырья, недвижимости, ценных бумаг, валюты, страхования и т.п. Они, как правило, создаются при крупных биржах, банках, инвестиционных и страховых компаниях, то есть там, где вложение средств, определение стратегии развития требуют проведения глубоких исследовании и составления многовариантных прогнозов. Таким образом, информационно-аналитическая деятельность, всегда сопровождавшая процессы принятия решений и управления, постепенно обретает новое качество. Существенно, что важность аналитической деятельности медленно, но неуклонно осознается высокими руководителями, которые идут на создание не только пресс-служб, но и более серьезных аналитических подразделений.

В органах государственного управления России это выглядит следующим образом. В настоящее время информационно-аналитические службы в них представлены в виде управлении, департаментов, отделов, центров, вычислительных центров, отделений, лабораторий и т.п. На федеральном уровне информационно-аналитические службы имеются в том или ином виде при министерствах или госкомитетах, а также в других центральных органах исполнительной власти. В структуре министерств функции информирования и анализа ранее возлагались на ведомственные институты информации и технико-экономических исследовании. Однако изменение роли министерств в управлении, частые преобразования структуры государственных органов в совокупности со значительным сокращением финансирования работ по сбору и обработке информации приводит к тому, что задачи информационно-аналитического обеспечения передаются подразделениям центрального аппарата, либо утрачиваются.

Специфика аналитической деятельности в органах исполнительной власти состоит в том, что она "встроена" в процесс управления, к ней предъявляются особенные требования по оперативности подготовки материалов, их достоверности к обоснованности. По сравнению с академическими научными исследованиям; она имеет более прикладной характер, опирается не столько на глубокую, самостоятельную разработку проблем, сколько на привлечение специалистов, экспертов, обобщение уже готового материала, на координацию исследовании научных коллективов (социологических, политологических, специально-научных и т.п.). Важное место занимает экспертная деятельность, которая обладает своей спецификой и методологией. Поскольку содержать в штате специалистов по всем направлениям невозможно, очень важно иметь список доступных экспертов, известных своими публикациями или научными достижениями.

Последние годы отмечены созданием аналитических подразделений в краевых, областных и городских администрациях. Созданию информационно-аналитических служб в регионах обычно сопутствует разработка и реализация проектов региональной информатизации. Это отрадное явление, поскольку информатизация начинает осуществляться под диктовку не технических специалистов, а реальных потребителей, которые формируют информационные потоки, определяют характер, частоту поступления, объемы информации, представляют, какая информация необходима для подготовки и принятия решений.

Универсальность ведущей социальной функции информационной аналитики (производство нового знания на основе переработки имеющейся информации в целях оптимизации принятия решений) и ее субстрата (информации) привели к эффекту мультидеятельностного генезиса аналитических служб (подразделений) во всех узлах информационной инфраструктуры, т.е. во всех сферах деятельности, где концентрировались, перерабатывались мощные информационные потоки в целях принятия социально значимых управленческих решений.

Именно поэтому информационно-аналитические службы (подразделения) стали создаваться в структуре органов федеральной и региональной власти, в министерствах и ведомствах, в органах СМИ, в сфере бизнеса, при политических партиях и движениях. Общей отличительной чертой данных служб являлась органическая включенность в соответствующие сферы деятельности, функциональный и организационно-деятельностный симбиоз с их социальными институтами и конкретными организациями.

В целях данных аналитических служб, призванных осуществлять информационное сопровождение управления в соответствующих сферах, наиболее четко просматривается информационно-вспомогательная природа информационной аналитики, роднящая последнюю с другими видами информационно-инфраструктурных, информационно-вспомогательных служб, традиционно упорядочивающих информационное пространство, оптимизирующих и направляющих движение информационных потоков, обеспечивающих сохранение накопленных информационных ресурсов и т.п. К их числу относятся как древнейшие изобретения человечества (библиотеки, архивы, библиографические службы), так и более современные реферативные службы, органы НТИ, новейшие фирмы, производящие электронные (в том числе, сетевые) информационные ресурсы.

Вместе с тем, информационная аналитика не является всего лишь еще одной относительно новой организационной разновидностью вышеназванных служб, ее сущностная, базовая функция принципиально отличается от тех задач, которые решают в информационном пространстве эти службы. Их задачи: количественные преобразования информации (информационное свертывание - библиографирование, аннотирование, реферирование; консолидация больших информационных массивов в виде баз и банков данных) и ее структурное упорядочение (систематизация, предметизация и т.п.).

Информационная аналитика, используя все возможности, предоставляемые данными службами, активно оперируя их информационными продуктами и услугами, выполняет прежде всего задачу качественно- содержательного преобразования информации, функционально пересекаясь в этом плане с научной (производство нового знания) и управленческой (разработка вариантов решений, сценариев) деятельностью.

Характер функционального пересечения (взаимодействия) в системе аналитика-наука-управление определяется спецификой аналитики. С наукой ее объединяет информационный способ познания и научного анализа реальности. Аналитика наиболее близка к гуманитарной науке, опирающейся на герменевтические методы, то есть в широком смысле - на интерпретацию текстов, а также к тем разделам науки, видам научных задач, когда выводное знание получают не опытно-экспериментальным путем, а на основе анализа и интерпретации существующих теорий, описаний фактов, средствами информационного моделирования реальности.

Подобно исследователю такого профиля аналитик, опираясь на информационные модели (отпечатки в информационном пространстве событий, фактов, действий, идей, мнений, чувств людей, природных, социальных, политических, финансовых, экономических процессов и т.п.), выявляет в них объективные закономерности и тенденции, определяет движущие ими механизмы, причинно-следственные связи. В этом смысле аналитик создает новое знание о том фрагменте реальности, который находится в поле его профессионального интереса, выступая факто исследователем своей предметной области. Поэтому аналитическая эпистемология с полным правом может быть квалифицирована как информологическая, продолжающая на новом историческом витке и на базе новейших информационных технологий традиции древней гуманитарной методологии - герменевтики.

Вместе с тем существуют и принципиальные различия между аналитикой и наукой. Научный анализ призван выявлять, прежде всего, фундаментальные, объективные закономерности изучаемой области, повторяющиеся, существенные связи объектов, обобщенные параметры процессов и т.п. Информационная аналитика, опираясь на научное знание, общие закономерности, чаще всего имеет дело с феноменологией бытия, осуществляя оценку фактов и событий, прогнозируя их развитие с учетом не только обобщенных типичных параметров, но и целого спектра факторов, включая субъективно-личностные, случайные влияния, а также сознательные акции конкурирующих сил, противоборство интересов, активное вмешательство социальных технологий и т.п.

Существенную роль играет и фактор времени. Производство научного знания осуществляется в том специфическом режиме времени, который продиктован непредсказуемостью эвристических процессов познающего человеческого интеллекта, логикой и темпами научного дискурса. Информационная аналитика работает в режиме реального времени - времени жизнедеятельности своей предметной области (политики, экономики, бизнеса) и в соответствие с темпом необходимых управленческих реакций на динамику событий, происходящих в данной области. Это объясняет парадокс в ходе институционализации и профессионализации ИАД. С одной, проявившийся стороны, академические и отраслевые научно-исследовательские институты, разрабатывавшие фундаментальные и прикладные проблемы в тех областях знания, которые востребованы современной жизнью, практикой управления, так и не стали базовой структурой в системе формирующихся аналитических служб. И это не смотря на то, что еще в дореформенные времена Академия наук и ведущие НИИ рассматривались как инстанции для проведения экспертиз, им предъявлялись партийно-правительственные заказы на разработку научных обоснований для тех или иных проектов, концепций и планов, оценки и критики зарубежного опыта и т.д. С другой стороны, именно ученые, сотрудники академических институтов, НИИ, вузов в значительной степени пополнили ряды аналитиков при госструктурах, СМИ, в коммерческих фирмах, политических партиях и т.п.

Этот парадокс - кажущийся, он основывается на деятельностных различиях между наукой и аналитикой. Академический научный коллектив по определению не в состоянии осуществлять оперативный анализ динамики изучаемой области, необходимый для тактического управления ею. Речь может идти лишь о наиболее принципиальных, глобальных тенденциях, значимых для принятия управленческих решений стратегического порядка. Но ученый-отраслевик, обладающий опытом научно-исследовательской работы в своей области, приняв условия новой деятельности, включившись в ее временной режим и освоив соответствующие аналитические технологии, вполне может отвечать профессиональным требованиям, предъявляемым к информационным аналитикам.

Таким образом, наиболее эффективно фундаментальная и прикладная наука может выступать не в качестве одной из организационно - деятельностных структур информационной аналитики, а в качестве отрасли-донора. С одной стороны, это выражается в концептуальной подпитке аналитических служб научными разработками, необходимыми для стратегического управления (межотраслевое взаимодействие). С другой стороны, российская наука, находясь в кризисном состоянии, выступает источником кадров для отечественной аналитики, образуя достаточно стабильный канал миграции специалистов в новую отрасль (трансферт кадров).

За эти годы в России сформировался и социальный слой реальных и потенциальных клиентов, профессиональных потребителей информационно-аналитических продуктов и услуг, постепенно формируется представление об информационной аналитике как необходимом компоненте культуры управления, предпринимательской деятельности, инструменте современного менеджмента, составной части корпоративной культуры и т.п.

Особую грань социализации ИАД представляется собой феномен "массовой аналитики". В различных СМИ (телевидение, традиционная и электронная периодика) сформировались информационно-аналитические рубрики, передачи, жанры, рассчитанные на интересы широкой общественности. Адресная экспертиза актуальных событий и тенденций отечественной и мировой политики, экономики, социальных, экологических и др. проблем потеснила сугубо информационные жанры СМИ, заняла определенное место в диапазоне информационных потребностей рядовых граждан.

Фундаментальные причины, породившие данный феномен, очевидны: усложнение информационного контекста повседневного бытия, социально жестко проявившаяся и обнажившаяся зависимость обывателя от глобальных, национальных, региональных процессов, информационная включенность рядового гражданина в мировые события (информированность, осведомленность как синонимы причастности, как эффект соучастия). Все это привело к возникновению стойкого интереса к аналитике, выполняющей по отношению к широкой публике объяснительную, прогностическую и консалтинговую функции.

Особая социокультурная миссия "массовой аналитики" заключается в ее методологической функции: аналитические материалы не только объясняют закономерности реальности, но и демонстрируют образцы анализа событий и фактов, методы интерпретации их смыслов, формируют информационную культуру, соответствующую информационному режиму гражданского общества.

Вместе с тем, было бы неверным утверждать, что социализация ИАД означает только социально позитивные процессы. Инструментальный характер аналитики, обеспечивающей принятие управленческих решений, разработку сценариев действий в сложных социальных обстоятельствах, превращает ее в эффективную социально-информационную технологию, позволяющую управлять различными сферами общества, манипулировать людьми, формировать общественное мнение, программировать определенные социальные реакции.

Социально - кибернетические возможности ИАД активно используются самыми разнообразными общественными силами, структурами, обнаруживая тем самым ее фундаментальное свойство, общее для всех видов социально-информационных технологий (СИТ). Все изобретенные человечеством СИТ являются технологиями двойного назначения. Их инструментальный характер, эффективный функционализм (свойственные всем технологиям, методикам, научным и практическим методам, интеллектуальному и техническому инструментарию, то есть всему операциональному арсеналу действующего и мыслящего человека), умноженные на семантику, смысловую направленность передаваемых информационных сообщений, являются причиной того, что любая СИТ может использоваться как во зло, так и во благо в зависимости от целей, интересов, идеологии, социальной ответственности или, напротив, асоциальности тех сил, которые применяют данную СИТ.

Поэтому российское общество даже за столь краткий исторический период (90-е гг.) обрело достаточно разнообразный опыт в контактах с информационной аналитикой, чтобы осознать тот факт, что ИАД может быть мощным и даже социально опасным орудием. Не углубляясь в данную тему специально, отметим, что широкая общественность имела возможность наблюдать применение аналитики, аналитического сопровождения в политической, экономической конкурентной борьбе, в процедурах лоббирования чьих-то интересов при принятии решений в самых высоких сферах отечественной политики, в массовых рекламных кампаниях, в кампаниях по манипуляции общественным мнением, когда сталкивались мнения различно ангажированных аналитиков, в крупномасштабных и локальных информационных войнах, целенаправленных "сливах" компромата, многоходовых дезинформационных акциях и т.п., сценарии которых тщательно готовились аналитиками противоборствующих лагерей. В меньшей степени рядовые граждане осведомлены о существовании "черной" или криминальной аналитики, которая также имеет тенденции профессионализации, необходимой для обслуживания организованной преступности и других форм противоправной деятельности.

Все эти факты негативного проявления ИАД особенно остро воспринимаются широкой публикой, поскольку применяющие "грязные технологии" (в данном случае - аналитические методы) социотехнологи в современной России весьма часто не дают себе труда (либо не обладают достаточной изощренностью) маскировать подлинные намерения, мотивацию тех или иных акций. Этому социальному цинизму в немалой степени способствует и объективная слабость гражданского общества и его институтов, практическое отсутствие каналов независимых СМИ, независимых аналитиков, выражающих мнение гражданского общества, слабость и конформизм собственно общественного мнения и т.п. В любом случае, процесс социализации информационной аналитики привел к формированию противоречивого, социально неоднозначного имиджа данной области деятельности.

Разумеется, сказанное выше отнюдь не должно восприниматься как пессимистический прогноз относительно перспектив развития аналитики, напротив, опыт эффективного использования данной СИТ в противоборстве сил, конкурентной борьбе, конфронтации различных социальных целей дает основания для утверждения, что социальная амбивалентность аналитики высоко оценена представителями самых различных сфер. Поэтому неизбежно будут осуществляться инвестиции в развитие аналитики, разработку более совершенных и действенных методов, технических и программных средств, производство информационных ресурсов, рекрутинг кадров, формирование аналитических служб, будет продолжаться "гонка аналитических вооружений" и борьба за сценарии и контрсценарии аналитических акций, обеспечивающих заданное воздействие на общество, социальные группы, влиятельные персоны и т.п.

Наряду с социально-конкурентной мотивацией неизбежного поступательного развития аналитики, нельзя не назвать причин более глобального, социально конструктивного (позитивного) порядка. Речь идет о глобальных тенденциях мирового развития, востребующих новый информационный режим, одним из базовых элементов которого должна стать аналитика как СИТ.

Сущность понятия "новый информационный режим" заключается прежде всего в качественно ином уровне интеллектуализации информационного пространства (ноосферы), необходимом для устойчивого развития общества, повышения меры его управляемости. Цель интеллектуализации заключается в создании системы производства и передачи на входы управляющих блоков социума смыслосодержащей информации, максимально отвечающей задачи формирования и принятия управленческих решений. Интеллектуализация информационного пространства осуществима при следующих условиях:

  • - оптимальном структурировании мирового информационного пространства за счет упорядочения глобальной информационной инфраструктуры;
  • - интеграции и структурировании мировых информационных ресурсов;
  • - собственно интеллектуализации информационных потоков и процедур переработки информации.

Некоторые из этих условий еще только намечены, но уже сегодня очевидно, что их базовый элемент - совокупность СИТ во главе с информационной аналитикой. Во всех значимых точках пересечения и концентрации информационных потоков должны быть созданы узлы интеллектуальной переработки информации, формирующие интеллектуализированную инфраструктуру информационного пространства.

Прообразом интеллект-узлов инфраструктуры ближайшего будущего можно считать Центры ситуационного анализа (ЦСА) - службы, органично сочетающие в своей деятельности информационный мониторинг природных, техногенных и сложных социальных систем, обеспечивающий текущий контроль за динамикой социальной сферы (наблюдение за изменением тех или иных параметров, выявление их отклонений от штатных значений, прогнозирование их развития), информационный анализ выявленных в ходе мониторинга закономерностей, разработку сценариев управления кризисными и проблемными ситуациями в управляемой сфере.

На этом этапе необходима дальнейшая фундаментализация технологий мониторинга и аналитики. Требования оперативности, многофакторного охвата реальности, необходимые для эффективного социального управления, предполагают сокращение промежуточных уровней моделирования управляемых систем в информационных потоках, создание новых технических средств, обеспечивающих прямую включенность социальной сферы в системы мониторинга ЦСА.

Несомненно, ЦСА могут стать узлами будущей глобальной информационной инфраструктуры социального регулирования, которая будет выполнять в информационном обществе функции социального гомеостата, обеспечивающего устойчивое развитие общества, оперативно диагностирующего отклонения, нештатные ситуации и управляющего социальными процессами.

Именно последняя из перечисленных функций наиболее важна для нового информационного режима наряду с интеллектуализацией информационного пространства, ее реализация предполагает синтез управленческих и информационно-аналитических технологий, что в дальнейшем должно видоизменить характер и способ реализации властных функций, роль традиционных институтов государственной власти, демократических процедур, в значительной степени заменив их виртуальными социальными технологиями. Такая тенденция прослеживается уже в наши дни, когда стали реальностью электронные выборы, интерактивные опросы общественного мнения, мониторинг социальных проектов, электронное общение через сайты в Интернет между высокопоставленными политиками и рядовыми гражданами и т.п.

Количественная и качественная эволюция данных тенденций неизбежно приведет к формированию целостного условно-замкнутого цикла социального управления: социальная система (объект управления), пронизанная входными датчиками компьютерного мониторинга, - телекоммуникационные каналы - собственно Центры ситуационного анализа (регистрация поступающих данных, их многоаспектная обработка, визуализация выявленных в обработанном массиве закономерностей, интеллектуальный анализ и интерпретация с помощью встроенных экспертно-аналитических технологий и естественного интеллекта, разработка прогнозов, сценариев управленческих решений) - трансляция управляющих импульсов (обратная связь) к управляемой социальной системе, - затем новый цикл мониторинга (с учетом результатов управляющих воздействий).

Эта картина не столь утопична, как может показаться. Экстраполируя параметры и темпы прогресса в области компьютерных и телекоммуникационных техники и технологий и возрастающую виртуализацию всех сфер человеческой деятельности, можно определить информационную аналитику и информационный мониторинг как перспективные технологии социального управления ХХI века.

Список использованной литературы

  • 1. Блауберг И. В., Мирский Э. М., Садовский В. Н. Системный подход и системный анализ, // Системные исследования: Ежегодник.-- М.: Наука, 1969.
  • 2. Де Боно Э. Латеральное мышление. -- СПб.: Питер Паблишинг,1997.
  • 3. Ильин И. А. Путь очевидности. -- М.: Республика, 1993.
  • 4. Ирина В. Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. -- М.: Наука, 1978.
  • 5. Куценко В. И. Общественная проблема: генезис и решение (методологический анализ). -- К.: Наук. Думка, 1984.

Информационно-аналитическая деятельность

комплекс мероприятий, проводимых должностными лицами, органами управления объединений, соединений и частей ПС РФ по реализации информационных процессов, проведению анализа (исследования) информации, формированию прогнозов развития обстановки и управленческих решений в сфере защиты и охраны ГГ РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов.


Пограничный словарь. - М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое "Информационно-аналитическая деятельность" в других словарях:

    ГОСТ Р 54080-2010: Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов. Общие требования - Терминология ГОСТ Р 54080 2010: Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Информационно аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов. Общие требования оригинал документа: 3.1… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительную деятельность - В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. В Федеральном… … Административное право. Словарь-справочник

    Служба безопасности Украины - Служба безопасности Украины … Википедия

    Евразийский банк развития - Деятельность региональный банк развития Год основания 2006 Расположение … Википедия

    Конкурентная разведка - Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Конкурентная разведка (англ. Competitive Intelligence, сокр … Википедия

    Международная академия бизнеса и новых технологий - (Академия МУБиНТ, МУБиНТ) … Википедия

    Дом Москвы в Севастополе - Тип Культурно деловой центр, структурное подразделение Правительства Москвы … Википедия

    СБУ - Эмблема Службы безопасности Украины Служба безопасности Украины (СБУ, укр. Служба безпеки України) одна из спецслужб Украины, правопреемник КГБ УССР. Подчинена Президенту Украины и подконтрольна Верховной Раде Украины. Содержание 1 … Википедия

    Гордукалова, Галина Феофановна - Галина Феофановна Гордукалова Гордукалова Г.Ф. Дата рождения: 27 декабря 1950(1950 12 27) (61 год) Место рождения … Википедия

    Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского - Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (ОмГУ) … Википедия

Книги

  • Купить за 1886 грн (только Украина)
  • Бизнес - PR 4. 0. Актуальные аспекты медийной политики в международном бизнесе , Меньшиков П.В.. В учебном пособии дается комплексный анализ концепций, форм, методов и средств проведения работы по связям с общественностью в коммерческом секторе в промышленноразвитых странах в современных…

Инициативность. Целенаправленность. Соответствие. Системность. Альтернативность. Независимость.

Основополагающее значение в организации информационно-аналитической работы имеют принципы инициативности и целенаправленности, которые предполагают выявление конкретных проблем в деятельности по обеспечению экономической безопасности, разработку и обоснование вариантов их решения для достижения поставленных целей. Указанные принципы направлены на внедрение проблемно-целевого подхода в управленческой деятельности. Сущность такого подхода заключается в том, что исходя из законодательно установленных пределов компетенции, а также государственных приоритетов и анализа складывающейся обстановки, определяется дерево целей, которых следует достичь за определенный период. В качестве глобальных целей могут выступать, например, снижение разрыва в доходах и уровня криминализации экономики. На нижнем (операционном) уровне это могут быть конкретные целевые задания по проведению локальных или межрегиональных мероприятий. Реализация принципов инициативности и целенаправленности означает, что информационно-аналитическая работа с точки зрения достижения согласованной иерархии целей должна выполнять три функции: поддерживающую (обеспечивающую), распознающую и прогностическую. Первая функция предполагает увязку информационно-аналитических мероприятий в общей схеме оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных операций. Вторая функция заключается в отслеживании хода работы по достижению поставленных целей, идентификации рассогласования с ними реально получаемых результатов, формулировку возникающих в связи с этим проблем, а также рекомендаций по вариантам их решений. Наконец, последняя функция предполагает выработку прогноза развития обстановки и прогнозных сценариев действий в тех или иных условиях.

Принцип соответствия требует, чтобы информационно-аналитическая продукция максимально сочеталась с потребностями и механизмами принятия решений ее пользователями. Это означает, прежде всего, что порождаемая в результате ИАР информация должна обеспечивать выработку и обоснование вариантов всей иерархии решений.

Важным принципом организации информационно-аналитической работы является системность , предусматривающая комплексный анализ решаемых проблем с учетом их места, роли и взаимосвязей в общей структуре обеспечения соблюдения налогового законодательства, правопорядка и экономической безопасности государства. Обязательными признаками системности являются: структурированность ИАР, взаимосвязанность составляющих ее частей, подчиненность организации ИАР определенным целям.

Одним из принципов, обеспечивающих обоснованность и достоверность аналитических оценок, является принцип альтернативности, который предполагает наличие нескольких различных суждений и точек зрения аналитиков по одному и тому же вопросу. Для руководителя этот принцип означает примерно следующее: “не следует класть все яйца в одну корзину”. На практике анализ наиболее сложных проблем, проработку различных вариантов управленческих решений необходимо параллельно поручать нескольким специалистам (или коллективам).


В информационно-аналитической, особенно, прогностической деятельности используется принцип независимости информационно-аналитического работника от результатов реализации принятых решений по исследуемой проблеме. Это предполагает разделение процесса оценки и выработки решений от его принятия и реализации и соответствующее разделение ответственности. Данный принцип очень важен. Он в значительной мере снижает степень субъективизма при принятии решений, заставляет руководителей искать альтернативные варианты, аналитик же становится более свободным от предвзятости к своему мнению, менее эмоциональным в отношении природы и источника информации, что позволяет ему опираться только на факты и свои знания.

Вопросы:

1. Какие принципы и почему способствуют внедрению проблемно-целевого подхода в управленческой деятельности по обеспечению экономической безопасности?

2. Какое значение имеет принцип альтернативности?

3. В чем смысл принципа независимости?

4. Назовите основные приципы организации ИАР.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Информационно-аналитическая деятельность пресс-секретаря. Экспертное интервью с пресс-секретарем Министерства культуры Кузнецовой С.А. Мониторинг размещенных материалов в телеэфире и публикаций в печатных СМИ во время проведения Вторых Дельфийских игр.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2011

    Событийно-информационная, позитивно-аналитическая, критико-аналитическая, сатирическая, полемическая и дискуссионная формы публицистики. Традиции русской публицистики. Развитие всех форм публицистики в середине ХХ в. и росту общественного сознания.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2014

    курсовая работа , добавлен 27.04.2011

    Особенности аналитических жанров печатных средств массовой информации. Изучение аналитической корреспонденции в теории и анализ ее применения на практике на примере материалов газеты "Коммерсант". Функции корреспонденции в обобщенном виде, ее содержание.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2015

    Определение и изучение основных особенностей аналитической журналистики: анализ формата, жанра и его организации. Состояние аналитической журналистики в России в рамках представления её как политического формата, как профессиональной области и как рынка.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2010

    Новостная журналистика и ее жанровое разнообразие. Проблемно-аналитическая журналистика в телевизионном эфире, ее роль и значение, принципы построения соответствующих передач. Социальные функции средств массовой информации. Журналистский путь Зейналовой.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2015

    Сущность журналистской деятельности. Аналитическая журналистика как одна из сред интеллектуально-политического ландшафта. Издания, специализирующихся на аналитической журналистике, а также те, в которых аналитическим жанрам отводятся специальные рубрики.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2010

    Информационно-психологическая война: виды и цели информационного противоборства. Значение коммуникационных технологий в общественных конфликтах. Определение и сфера деятельности информационной войны. Составные части, последствия информационной войны.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2010

Loading...Loading...